Факих со своим иснадом передал от Кутады. Он сказал: «Нам сообщили, что Пророк (мир ему) сказал: «Если желаете, я поклянусь, поистине, торговец грешен (фаджир)».
Кутада сказал: «Пророк (мир ему) говорил: «Я удивляюсь спасению торговца, ибо днем он дает (ложную) клятву, а вечером считает».
Факих со своим иснадом передал от Насира бин Яхья, который сказал: «Некоторые обладатели знаний сказали: «Этот мир и религия держится благодаря четырем людям: ученым, правителям, воинам и тоговцам».
Факих сказал: «Комментарий к этим словам я слышал от некоторых набожных людей (захид): «Правители являются смотрящими, они смотрят за народом. А ученые являются наследниками пророков, они призывают людей (готовиться) к ахирату. И люди следуют за ними.
Воины являются войском Аллаха на этой земле. Торговцы являются доверенными людьми Аллаха, которые поддерживают людей. Если люди будут следовать за правителями и учеными, а воины сядут на свои лошади только ради похвальбы и обмана людей, выйдут на сражение только из-за зависти, то, как же они победят врага? А если торговцы совершат измену по отношению к людям, то, как же люди поверят им?».
Сказали некоторые мудрецы: «Если у торговца не будет трех вещей, то его постигнет бедность в этом и следующем мире.
Во-первых, языка, который чист от трех слов: лжи, клятвы и пустословия.
Во-вторых, сердца, которое чисто от трех качеств: злобы, измены и зависти.
В-третьих, души, которая сохраняет три деяния: пятничнюю молитву (джум'а), коллективную молитву (джамаат) и приобретение знаний в свободное время».
Али бин Абу Талиб сказал: «Если торговец не будет обладать знаниями, то он потонет в риба».
Передано от 'Умара бин Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Он сказал: «Пусть не торгуют на наших рынках те, кто не имеет знаний по шариату (религии)».
Суфьян сказал: «Остерегайтесь быть соседями богачей, людей рынка и ученых правителей, то есть наемных ученых правителей».
Передано от Мухаммада бин Самала, который сказал: «О люди рынка, нет потребности в рынке. Ваша торговля испорчена, соседи завистливы и ваше место будет в аду».
Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Зарабатывать дозволенное (халяль) тяжелее, чем переставлять гору на гору».
Му'аз бин Джабаль (да будет доволен им Аллах) сказал: «В Судный день не будет такого человека, который не предстанет перед Всевышним Аллахом. Раб Аллаха не сдвинется с места, пока не будет спрошен о четырех вещах: о теле его - ради чего он сгноил его? О жизни его - как он её провел? О знании его - как он его использовал? О богатстве его - откуда он взял и на что потратил?».
Яхья бин Му'аз сказал: «Поклонение (гибадат) - это одна из сокровищниц из сокровищ Аллаха. Ключом этой сокровищницы является ду'а. Зубцами этого ключа является дозволенная пища (халяль)».
Передано от Ибн Шубрамы. Он сказал: «Нет удивительнее того, кто воздерживается от халяля, боясь болезни. А как он не оберегает себя от харама, боясь ада?».
Джабир (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «О люди, никто из вас не умрет до тех пор, пока не закончится его пропитание. И не желайте, чтобы пропитание приходило медленно. Бойтесь Аллаха, ищите хорошую работу. Берите то, что дозволил вам Аллах, и остерегайтесь того, что запретил вам Аллах».
Хаким сказал: «Люди, занимающиеся торговлей, делятся четыре вида.
Первые считают, что их пропитание приходит к ним от Аллаха и от их торговли. Такой человек является многобожником (мушрик).
Второй считает, что его пропитание приходит от Аллаха, однако он не знает, даст Он пропитание или нет. Такой человек является лицемером (мунафик).
Третий считает, что его пропитание приходит от Аллаха, однако он не благодарит Аллаха за это пропитание и совершает грехи по отношению к Аллаху. Такой человек является нечестивым (фасик).
Четвертый считает, что его пропитание приходит от Аллаха и говорит, что торговля является причиной. Он благодарит Аллаха за пропитание , и не совершает грехи по отношению к Аллаху. Такой человек настоящий верующий».
Абу Бакр сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Всевышний Аллах сделал рай запретным для любой плоти, которая выросла, питаясь запретным».
Факих сказал: «Если человек хочет, чтобы его ремесло было чистым, пусть для него будет обязательным постоянное выполнение следующих пяти вещей:
первое - не откладывать обязательные предписания (фард) Аллаха и не вносить недостатки в фарды.
Второе - не наносить обиды никому из числа рабов Аллаха из-за своего ремесла.
Третье - иметь намерение своим ремеслом сохранить свою совесть и совесть семьи и не ставить цель копить и увеличивать имущество.
Четвертое - не слишком сильно обременять себя в торговле.
Пятое - не думать, что пропитание от ремесла, а быть убежденным, что пропитание от Аллаха, а ремесло является причиной».
Пророк (мир ему) сказал: «Кто приобрел имущество в греховном месте и расходовал его в качестве садаки или отдал родственникам или расходовал на пути Аллаха, тот собрал все это и бросил в ад».
Передано от ’Имрана бин Хасина, сказавшего: «Аллах не примет хадж, ’умру, милостыню, сражение, освобождение (раба), расходование имущества того человека, у которого имущество собрано из риба или взяток или измены или угнетения или собрано путем воровства». А затем сказал: «Пять деяний не будут приняты Аллахом из-за пяти других деяний».
Передано от Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему) сказал: «Если человек, собрав богатство запрещенным путем, подаст из этого богатства садаку, будет расходовать его и оставит это богатство после себя, то это богатство увеличит ему наказание. Поистине, Всевышний Аллах не стирает зло злом, однако зло стирает только добром».
У Пророка (мир ему) спросили: «Какой заработок является наилучшим?». Он ответил: «Заработанное человеком трудом его рук и заработанное любой честной торговлей».
Передано от Кутады: «Правдивый торговец в Судный день будет под тенью трона Аллаха».
Из книги "Танбихуль гафилин"